Вы здесь: Главная » Конспект урока вышивание

Конспект урока вышивание

Закрыть ... [X]


Николина О.С.

Конспект урока по теме: «Вышивка»

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой маяться в безделье,

Займитесь лучше рукодельем

ЦЕЛЬ:

Обучающая - познакомить учащихся с вышивкой, её особенностями; подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при вышивке;

Развивающая - развивать познавательный процесс, логическое мышление, внимательность; повышение интереса к учебному предмету “Технология”;

Мотивационная - пробудить интерес к вышивке.

Воспитательная - способствовать совершенствованию эстетического вкуса воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие, внимательность; прививать любовь к малой Родине.

^ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

- словесные;

- наглядно – демонстрационные;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

- изобразительное искусство;

- история;

^ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

эскизы вышивки крестом и гладью, готовые вышитые изделия.

Средства обучения:

-учебно-наглядные пособия (готовые изделия, выполненные в технике вышивки крестом, фрагменты вышивки с использованием изучаемых швов);

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры.

Вышивка - один из наиболее распространенных видов украшения изделий из различных материалов орнаментальным или сюжетным изображением, выполненными нитками или другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Еще в эпоху Древней Руси 9-12 в. золотым шитьем украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали богатую одежду царей, бояр, церковнослужителей.

Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь, но с 18 века оно входит в жизнь всех слоев населения и становится основным занятием девушек -крестьянок.

Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти полотенца, предметы одежды, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали «выставку» приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного характера, изображения фантастических зверей, птиц, растений. Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, средством общения.

• Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли

• Горизонтальная волнистая линия - вода

• Вертикальной волнистой линией - дождь

• Треугольник - горы

• Скрещивающиеся линии -огонь и молния

• Круг, квадрату ромб - Солнце и Луна

• Женская фигура с поднятыми вверх руками – образ матери - земли

• Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки - плодородие земли

• Птица - посланница солнца, тепла и света, символ счастья и радости

Орнамент никогда не был просто красивым узором, призванным только украшать предмет, придавать ему особую праздничность.

Ребята, а Вы знаете, что означает слово «ОРНАМЕНТ» ?

2. ^ Словарная работа со словом «ОРНАМЕНТ»

Орнамент [орнамент] м. - художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка.

3. Слово учителя.

У русского народа любой орнамент был наделен большой смысловой значимостью, отражал отношение человека к красоте окружающей природы, передавал такие понятия как любовь, радость, верность, мужество, счастье, благополучие и так далее. Он всегда воспринимался как символ добра.


Символ
Что обозначает
Дерево
Символ обновления, омоложения и бессмертия.

Корни – предок (знак подземного мира).

Ствол – сам род (земной мир).

Листья – дети (небо)


Олень
Знак удачного брака, обильной жизни.
Женщина
Знак плодородия, размножения.

Руки вверх – к небу, весенний, будущий урожай.

Руки вниз – к земле, макушка лета, сбор урожая.


Конь
Знак солнца и неба, основа, мужское начало.
Птица
Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета,

Символ души.


Две птицы голова к голове
Символ счастливого брака.
Ромбы
Знак плодородия.
Клетка
Вспаханная земля, готовая к деторождению.

Клетка с точкой – засеянная земля.


Круг
Символ солнца и бесконечности

Многие знаки - узоры должны были не только украшать одежду и жилище, но и оберегать, защищать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Оберег на одежде по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

По характеру приемов вышивания русская вышивка очень разнообразна. Отдельные районы и области имели характерные приемы и особенности, цветовые решения казалось бы похожих рисунков вышивки. Это определялось местными обычаями, традициями, природным окружением.

Мы познакомимся с наиболее распространенными видами вышивки: счетными (крест, гладь).

О технике вышивания гладью нам расскажет Синицына Екатерина.

4. Выступление учащегося.

Гладь широко распространена в народных вышивках

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади:

• односторонняя и двусторонняя;

• плоская и выпуклая;

• прорезная;

• точная или счетная;

• свободная;

• одноцветная;

многоцветная.

Гладьевыми стежками заполняют элементы узора по переведенному на ткань контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью, тонкая и плотная, с любым переплетением нитей. Гладь может быть выполнена различными способами, белыми и цветными нитками.

Для выполнения гладьевой вышивки могут использоваться шелковые и шерстяные нити и нити мулине.

В узорах белой глади имеют место мелкие цветочки и листочки, ягоды и травинки, образующие букеты и гирлянды. Белой гладью украшают блузы и воротнички, носовые платки и изделия из тонких тканей. Вышивка может быть односторонней и двухсторонней, с настилом (что создает выпуклую форму рисунка) и без него.

Гладь верхошов» используется для выполнения крупных цветочных композиций. Чаще всего для вышивки гладью используются растительные композиции, но иногда на детской одежде вышивают и стилизованные рисунки животных, насекомых, человечков и т. д.

Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур перехода от цвета к цвету делается зубчатым и более незаметным.

Основной прием гладьевой вышивки - двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо сделать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

5. Слово учителя.

Спасибо, Катя. О технике вышивания крестом нам расскажет Осипова Кристина.

6. Выступление учащегося.

Вышивка крестом - наиболее популярный вид рукоделия, история которого уходит корнями ещё в эпоху первобытной жизни, когда иглы были из рыбьих костей и щетины, вместо канвы - шкуры животных, а материалами для вышивки были жилы, волокна растений или шерсти, волосы. Со временем этот список расширялся и в него вошли нитки, бумага, шёлк, шерсть, золото, серебро, бисер, жемчуг, самоцветные камни, блёстки, монеты, а игла стала металлической.

История вышивки крестом в России начинается ещё с Древней Руси, о существовании вышивки в ту пору говорят находки археологов, относящиеся к IX-X векам. Часто это фрагменты одежды знатных людей, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.

Вышивальное искусство постоянно развивалось. К XIV-XVII веках вышивка получает ещё более широкое распространение в украшении одежды и предметов обихода. Нитями из золота и серебра в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали церковные одеяния, одежду влиятельных людей. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивка была удовольствием дорогим, поэтому и распространена была среди женщины знатных семей и монахинь.

Но постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно прочно закрепляется в жизни всех слоёв населения и становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Конечно же они использовали более дешёвые материалы для работы, но это никак не уменьшало художественной ценности готовых изделий. Именно простыми девушками-крестьянками создавались настоящие вышитые шедевры , которые добивались красоты вышитых полотен за счёт техники исполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к своей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семилетнего возраста. В него входила будничная и праздничная одежда, рушники, скатерти и подзоры. Причём вещей должно было быть столько, чтобы их хватило на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за пару дней до свадьбы, устраивался прилюдный смотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Количество и качество вышитых вещей давало возможность оценить аккуратность и трудолюбие девушки родственникам жениха.

7. Слово учителя.

Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.

8. Физкультминутка.

Время проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

9. Экскурсия в школьный музей.

Ребята, сейчас мы с вами пройдем в школьный музей и посмотрим, как использовали вышивку в быту и на предметах обихода в Болховском районе.

Учащимся предлагается пройти в школьный музей.

III. Закрепление изученного материала.

- Ребята, что же такое вышивка?

- Для чего она применялась?

- Что такое орнамент?

- Какую значимость имел орнамент?

IV. Итог урока.

1. Задавание на дом.

2. Выставление отметок.


Источник: http://vmeste.opredelim.com/docs/94300/index-37066.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Конспект урока технологии в 6 классе по теме Вышивка Плетение нитками

Конспект урока вышивание Конспект урока вышивание Конспект урока вышивание Конспект урока вышивание Конспект урока вышивание Конспект урока вышивание Конспект урока вышивание

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ